Для эффективной работы турбомотора обязательно требуется понижение степени сжатия. Причем чем сильнее планируется мощность двигателя, выше давление наддува, тем сильнее необходимо снижать степень сжатия.
Основные причины снижения степени сжатия:
- повышение порога детонации
- возможность работать на АИ-95 бензине на довольно высоких давлениях наддува
- работа на оптимальных углах опережения зажигания, так как в противном случае УОЗ приходится делать заведомо позднее, чем оптимальный, что в свою очередь приводит к дополниельному нагреву двигателя, подкапотного пространства, выхдопа и значительному снижению мощности. Зачастую оказывается, что, допустим повышая давление наддува с 0.8 до 1.0 бара избытка, ехать машина лучше не начинает, так как на 1 баре УОЗ оказывается слишком поздним.
Это одни их основных причин снижения степени сжатия на турбомоторах.
Снижать степень сжатия можно разными методами:
1) увеличение объема камеры сгорания
2) Прочачивания дна поршня
3) Установка проставки под ГБЦ.
Увеличивать объем камеры сгорания сильно не получится. На примере ГБЦ ЗМЗ 406/405/409, объем камеры сгорания составляет примерно 57см3. Убирание острых краев, сглаживание колодцев клапанов,срезание вытеснителей в лучшем случае даст увеличение объема до 63-64см3. Больше не рекомендуется. Однако на деле, на ЗМЗ 4062 это даст снижение стпени сжатия с 9.3 до 8.7-8.8 что не так много.
Проточка днища поршня помогает существенно понизить степень сжатия. Однако заводские поршни 406-409 протачивать нельзя, так как дно очень тонкое. Соотвественно, данный метод может быть только применим, когда в мотор устанавливаются на заказ изготовленные кованые поршни.
Снижение степени сжатия проставкой под ГБЦ позволяет кардинально понизить степень сжатия любой конфигурации мотора. Данный метод применяется либо когда недостаточно проточки в поршне и увеличенной камеры сгорания, либо когда в моторе остаются литые заводские поршни. Обычно их можно использовать при наддуве до 1 бара. Использование проставки существенно снижает степень сжатия, и как следствие, пиковое давление в цилиндре.
Так же при помощи проставки, удается вернуть в нормальный диапазон стпень сжатия так называемых "гибридных" двигателей ЗМЗ, когда вместо 86мм коленвала устанавливается колено 94мм. В таких моторах рекомендуется использовать только прокладку евро3, при этом степень сжатия сильно увеличивается, плоть до 11:1.
Проставки существуют разной толщины, под требуемую степень сжатия любой конфигурации мотора. При этом проставка полностью повторяет профиль поверхности ГБЦ. Проставка клеится к ГБЦ с помощью лактайда, затем после выдержки под нагрузкой может быть дополнительно обработана камера сгорания в ГБЦ."Увеличенная" ГБЦ должна быть притянута к блоку только с использованием прокладки Евро3
В таблице ниже представлены расчетные степени сжатия при различных вариантах двигателей и толщинах проставок.
Проставки являются универсальными и подходят как к Евро3 моторам, так и всем предыдущим (евро 0 - евро2)
Синим цветом отмечены заводские конфигурации двигателей